А.Г.: — Мне всегда нравилась биология, но к медицине я не была предрасположена, поэтому решила, пусть лучше будут страдать от меня растения, чем животные с людьми (смеется. — N). Я делала публикации еще со школьных времен, ходила в школу одаренных детей в Сальске. Одно время хотела вступить на литературную стезю, но в итоге выбрала биологию. В 2013 году я поступила в Азово-Черноморский инженерный институт (филиал Донского ГАУ) в Зернограде. Закончила бакалавриат по направлению «Селекция и генетика сельскохозяйственных культур», продолжила обучение в магистратуре, потом поступила в аспирантуру. Сначала занималась генетическими разработками по рису, изучала его устойчивость к затоплению. Ездила на практику на рисовые поля в Пролетарск, участвовала в процессе производства. Потом поняла, что не сильно горю желанием заниматься полевой работой, и перешла на работу с другой культурой — пшеницей. В 2020 году я участвовала в конкурсе «Умник» и выиграла грант на 500 тысяч рублей на исследования семян озимой твердой пшеницы с различным морфотипом зародыша. Грант нужно реализовать за два года, я уже закрыла первый год и сейчас перешла на второй.
N: — Расскажите про исследования в рамках гранта.
А.Г.: — На первом этапе я занималась обработкой исходного селекционного материала, который предоставил аграрный научный центр «Донской». Вначале у нас с руководителем была идея только сортировки семян. При сортировке выяснилось, что у некоторых образцов повышенная урожайность. Вроде бы они все одинаковые, но внутри них есть что-то такое, что дает им преимущество. Поэтому мы решили добавить генетический аспект, и получился комплексный проект на стыке двух наук — селекции и генетики. На второй год у меня стоит задача провести генетические исследования и доказать, что именно в тех семенах, которые более урожайные, изначально заложен больший потенциал и поэтому их можно размножить. Простыми словами, я разрабатываю технологию, которая дифференцирует семена на сильные и слабые. И буду создавать экспериментальные образцы более сильных семян.
N: — Что даст применение этой технологии на практике?
А.Г.: — Если выделить более урожайные семена и посеять их отдельно, можно получить больший урожай. В период санкций хотелось бы помочь сельхозпроизводителям, поскольку семян не хватает, их приходится покупать за рубежом, а цены растут. И с теми семенами, что у них есть сейчас, нет желаемых результатов по урожайности. Им приходится дополнительно покупать дорогие удобрения. Мы же можем в перспективе сделать для них резервный фонд, подушку безопасности. Они будут точно знать, что эти семена имеют более высокую урожайность и устойчивы к любым погодным условиям, смогут использовать меньше удобрений, а выращенный урожай будет экологически более безопасный. В этом суть коммерциализации проекта. Сейчас я составляю бизнес-план и собираюсь подавать заявку на патент на разработанный способ дифференциации. Также в будущем можно будет продавать эту технологию научным учреждениям.
N: — Как это будет работать?
А.Г.: — Уже есть сенсорный сортировщик, который разработали грантополучатели «Умника» в ДГТУ. Они сортировали на нем более мелкие детали, а мы адаптировали их устройство к нашему зерновому материалу, усовершенствовали его, сделали более универсальным. С его помощью может быть дифференцирован семенной материал сельхозпроизводителей. Мы периодически общаемся с коллегами, и если поступит запрос от производства на масштабирование устройства, будем им помогать дорабатывать его под поставленные задачи.
N: — Каковы ваши дальнейшие научные планы после получения патента?
А.Г.: — Я планирую получить диплом педагога и защитить кандидатскую диссертацию.
Буду адаптировать свою технологию к остальным зерновым культурам — озимой мягкой пшенице, ячменю и другим колосовым культурам.
В будущем хотелось бы поучаствовать в конкурсе «Старт 1», который проводит АНО «Фирон», там много перспектив и предполагается тиражирование проекта. Планирую это сделать после того, как завершу второй этап исследований по гранту
N: — Что мотивирует вас заниматься исследованиями?
А.Г.: — Можно сказать, учеными не рождаются, учеными становятся. Мой бывший руководитель Павел Иванович Костылев с первого курса направлял меня в науку, говорил, что в этой области есть перспективы. Что меня ожидает не только поле, но и фундаментальные исследования. И думаю, что как ученый я еще не сделала свое самое большое открытие, у меня еще все впереди.
N: — А в поле вам работать приходится?
А.Г.: — Да, у центра «Донской» есть свое опытное поле в научном городке в Зернограде. Мне выделили небольшой кусочек, и я на нем высеяла свои опытные образцы. Недавно ездила, смотрела, что там уже все взошло, и скоро буду определять всхожесть, высоту, а при уборке в июне буду дифференцировать материал на растении, смотреть как расположены зерновки, какова закономерность их развития.
N: — Есть ли у вас образец в науке, на который вы ориентируетесь?
А.Г.: — В России очень много талантливых ученых, я постоянно читаю их труды. Образец для подражания для меня — коллеги и преподаватели: Андрей Юрьевич Несмиян, Павел Иванович Костылев, Алия Сабировна Казакова. Они занимаются разными направлениями в науке, но объединяет их то, что они растут, развиваются, постоянно изучают что-то новое.
N: — Как вы стали координатором волонтеров-экологов в Зернограде и что делаете в этом направлении?
А.Г.: — Когда я устроилась подрабатывать в администрацию, в управление сельского хозяйства, оказалось, что есть много молодых ребят, которые хотят участвовать в волонтерской деятельности. По мере возможности я начала принимать участие в разных проектах, хотела сделать что-то хорошее для города и для жителей. Сейчас у меня в команде 10 добровольцев, мы волонтеры всероссийской общественной организации «Делай!». Мы очищаем берега рек, собираем мусор, облагораживаем территорию, занимаемся озеленением. Каждый год участвуем в Дне древонасаждения, фестивале «Воспетая степь». Недавно сажали туи возле памятников на аллее героев Советского Союза в Зернограде в рамках акции «Сад памяти». Также мы выезжаем в поселения и помогаем жителям прибираться на субботниках. Проводим экоуроки в школах, рассказываем детям о сортировке отходов. Помимо местных мероприятий в прошлом году я участвовала в форуме «СЕЛИАС» в Астраханской области, в акции «Мы вместе» в Волгограде.
N: — Как к вашему жизненному выбору отнеслись родные, друзья? Поддерживают ли они вас на этом пути?
А.Г.: — У нас в семье все занимаются разными направлениями, нет одной тенденции развития. Брат закончил ЮФУ по специальности менеджмент высоких технологий, а сестра стала инженером-технологом.
Я привлекаю студентов нашего факультета, они помогают мне и в поле, и в разработках, на различных мероприятиях, я могу попросить их и материал продифференцировать. Я им очень благодарна, они молодцы.